7 кл
Тема урока: Значение и охрана
птиц. Происхождение птиц.
Цель урока: определить роль птиц в природе и значение их в жизни человека, обосновать необходимость их охраны и происхождение от пресмыкающихся. Продолжить формирование умений по осуществлению поиска нужной информации, ее осмысливанию и формулированию выводов. Воспитывать экологически грамотных людей, формировать стремление охранять и заботиться о птицах.
1. Прочитайте четверостишье . О ком говорится в нем? Можно ли по стихотворенью определить ключевой вопрос нашего урока?
Доброе утро! Мой новый знакомый,
Ты не стесняйся меня – стучи.
От короедов, от насекомых
Дерево раненое лечи!
Н. Старшинов
Запишите тему урока, познакомьтесь с интегрирующей целью.
УЭ – 0 Интегрирующая цель: в результате овладения содержанием модуля, вы должны:
· Обосновывать: значение птиц в природе и жизни человека; необходимость системы мероприятий по охране птиц;
· Выявлять: черты сходства и различия у птиц и пресмыкающихся;
· Делать: выводы о происхождении птиц.
· Уметь: осуществлять поиск нужной информации.
УЭ-1 первый шаг к овладению содержанием модуля.
Цель: определить роль птиц в природе и жизни человека. Ответить на вопрос: птицы – наши друзья или враги?
Есть утверждение: Птицы - наши друзья!?
У нас сформировались две команды: утверждения и отрицания.
Начнем дебаты по данной теме.
На выступление спикеров – 2 мин
Вопросы – до 1 мин
Класс- судьи
Задание: внимательно слушать ребят, заполнять таблицу:
Положительная роль птиц в природе и жизни человека |
Отрицательная роль птиц в природе и жизни человека |
*Ограничивают рост растений *опыляют растения *распространяют плоды и семена *регулируют численность других животных (насекомых, грызунов) *корм для других животных *продукты питания для человека *уничтожают вредителей сельскохозяйственных растений *дают человеку пух и перо *птичий помет – удобрение *научное и эстетическое значение |
*уничтожают урожай *загрязнение пометом *расклевывают почки и цветы на фруктовых деревьях *выдергивают всходы овощных культур *переносчики клещей, возбудителей болезней * причина авиакатастроф |
Определите, какая команда была более убедительна. Запишите свою точку зрения по данному вопросу.
УЭ-2
Цель: определить мероприятия по охране и привлечению птиц.
Ответьте на вопрос:
1.Какие мероприятия по охране и привлечению птиц вы можете предложить? (развешивать искусственные гнездовья, подкармливать зимой, создать и соблюдать правила охоты на охотничье – промысловых птиц, запрещение охоты на редкие и исчезающие виды, охранять редкие виды и места их гнездования)
2. Что лично вы делаете в целях охраны и привлечения птиц?
Совершим небольшой экскурс по страницам Красной книги ЕАО
( сообщения о редких видах птиц нашей области)
Для того чтобы обеспечить себя яйцом , мясом, пером птиц, человек в глубокой древности начал приручать птиц
Задание:
1Прочитать текст п. 50, раздел «Домашние птицы», подготовить ответы на вопросы:
1. Кто был предком домашних кур?
2. Где они обитают и чем породы домашних кур отличаются от них?
3. На какие хозяйственные группы можно разделить породы кур?(яйценосные (леггорн, русские белые до 200-300 яиц в год), общепользовательные (юрловские голосистые, первомайские), мясные ( бройлеры)
4. Где и как разводят кур?
5. Каких ещё сельскохозяйственных птиц вы знаете?
6. Является ли мерой по охране птиц, приручение и разведение домашней птицы?
- С какими животными много общих черт у птиц?
УЭ-3
Цель: определить черты сходства птиц с пресмыкающимися, сделать вывод о происхождении птиц.
- Назовите известные вам признаки сходства пресмыкающихся и птиц?
В еще большей степени подтвердилось происхождение птиц от древних рептилий, когда в середине XIX в в древних слоях в Германии были найдены остатки первоптиц, живших около 150 млн лет назад. В наши дни известны восемь ископаемых остатков первоптиц, все они относятся к одному древнему виду археоптериксу.
Рассмотрите рис 189, прочитайте информацию о археоптериксе, определите
Признаки сходства
с птицами с пресмыкающимися
перьевой покров, кости тяжелые,
крылья, нет киля,
пальцы на ногах три- вперед, зубы на челюстях,
один- назад хвостовой отдел из 20 позвонков.
Археоптерикс - боковая ветвь в эволюции птиц, а не прямой предок.
Ещё раз прочитайте интегрирующую цель и сделайте соответствующие выводы.
Птицы – наши друзья;
Птиц необходимо охранять;
Чтобы сохранить диких птиц , можно разводить домашнюю птицу;
Пресмыкающиеся – предки птиц.
Разгадать головоломку
Д/з п. 50; творческое задание: подготовить сообщения
1 ряд – птицы леса
2 ряд- водоплавающие птицы
3 ряд – хищные птицы