Понедельник, 29.04.2024, 18:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Средняя общеобразовательная школа №3 поселка Смидович

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

занятия элективного курса "Вода" 11 класс

21.12.12 г                                                                         11 класс

Тема занятия: Вода – удивительный дар природы.

Цель:  продолжить формирование знаний  о важнейших экологических факторах на примере воды.

Задачи:

Образовательные  сформировать  понимание  важности воды в жизни живых организмов и человека, роль мониторинга о состоянии окружающей среды для здоровья человека.

Воспитательные расширять кругозор учащихся, воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Развивающие формировать навыки исследовательской  работы, умения делать выводы на основе исследований.

1.Актуализация знаний

Вводный тест

1.Любые свойства или компоненты внешней среды, оказывающие влияние на организмы, называют: а)экологической нишей; б)адаптацией; в)экологическими факторами; г)средой обитания.

2.Факторы среды, потребляемые организмами, называют: а)условиями; б)ресурсами; в)адаптациями; г)антропогенными.

3.Антропогенными факторами являются: а)нарушение экосистем при разработке полезных ископаемых; б)вода; в)удаленность от океана; г)влияние организмов друг от друга.

4.Абиотическими фактором  является: а)солнечный свет; б)выпас скота; в)опыление растений насекомыми; г)поедание одних организмов другими.

5.Биотическим  фактором  является: а)солнечный свет; б)производственная деятельность человека; в)свойства почвы; г)поедание одних организмов другими.

6.Абиотические факторы- это: а)комплекс условий неорганической среды, влияющих на организм; б)совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие;

В)совокупность воздействия деятельности человека на органический мир; г)питательные качества растительной пищи.

7. Прямые экологические факторы: а)действующие опосредованно; б)непосредственно влияют на организмы; в)никогда не влияют на организмы; г)это совокупность всех факторов среды.

8.Косвенные экологические факторы: а)действуют на организм опосредованно; б)непосредственно влияют на организмы; в)никогда не влияют на организмы; г)это совокупность всех факторов среды.

9.Абиотическим фактором является: а)химический состав атмосферы; б)поедание одних организмов другими; в)промысел животных; г)опыление растений насекомыми.

10.Биотическими факторами являются:

А)химический состав атмосферы; б)загрязнение почвы тяжёлыми металлами; в)промысел животных; г)опыление растений насекомыми.

-Тема нашего занятия : Вода – уникальный дар природы. Обоснуйте это высказывание.

-Что сегодня вы должны узнать?

-Какие методы мы с вами можем использовать для достижения цели?

Условия среды                                Ресурсы среды

-К каким компонентам среды можно отнести воду? Свой ответ обоснуйте.

Вода – потребляемый  компонент  среды

Презентация  исследовательской работы «Изучение качества питьевой воды п. Смидович» (Дулина Е)

Презентация исследовательской работы «Качество питьевой воды»

Вода –  непотребляемый  компонент  среды.

Сегодня мы проведем анализ снежного покрова, какие сведения мы можем получить при этом?

Сведения, получаемые путем химического анализа снежного покрова, дают дополнительную информацию о загрязнении природной среды

Исследовательская работа

3 группы ( 3 пробы талой воды: под соснами в парке, на газоне у дороги, у школьной кочегарки )

 

1.Органолептические характеристики воды.

 Любое знакомство со свойствами воды начинается с определения органолептических  показателей т.е. таких, для определения которых мы пользуемся нашими органами чувств (зрением, обонянием, вкусом). Органолептическая оценка приносит много прямой и косвенной информации о составе воды.

 К органолептическим характеристикам воды относятся:

·           цветность,

·          мутность (прозрачность),

·          запах,

·          водородный показатель ( рН)

Цветность

  Цветность – естественное свойство природной воды; обусловленное присутствием гуминовых веществ и комплексных соединений железа. Цветность воды может определяться свойствами и структурой дна водоёма, характером водной растительности, прилегающих к водоёму почв, наличием в водосборном бассейне болот и торфяников и др. Цветность воды определяется визуально или фотометрически.

Оборудование: стакан стеклянная высотой 15-20 см, лист белой бумаги  (в качестве фона).

Метод определения:

1.        Заполнить пробирку водой до высоты 10-12 см.

2.        Определить цветность воды, рассматривая пробирку сверху на белом фоне при достаточном боковом освещении (дневном, искусственном). Отметить оттенок наблюдаемой воды.

Запах

   Запах воды обусловлен наличием в ней летучих пахнущих веществ, которые попадают в воду естественным путём либо со сточными водами. Практически все органические веществе(в особенности жидкие) имеют запах и передают его воде. Обычно запах определяют при нормальной(около 20°C) и при повышенной (60°C) температуре воды.

Запах по характеру подразделяют на две группы, описывая его субъективно по своим ощущениям

 

1)        Запах естественного происхождения (от живущих и отмерших организмов, от влияния почв, водной растительности и т.п.)

2)        Запах искусственного происхождения. Такие запахи обычно значительно изменяются при обработке воды.

 

Интенсивность

запаха

Характер проявления запаха

Оценка интенсивности

Нет

Запах не ощущается

          0

Очень

слабая

Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды)

          1

Слабая

Запах замечается, если обратить на это внимание

          2

Заметная

Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде

          3

Отчётливая

Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья

          4

Очень сильная

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению

          5

 

 

Метод определения:

1)         закрыть пробкой колбу

2)        Взболтать содержимое колбы

3)        Открыть колбу и сразу же определить характер и интенсивность запаха, вдыхая воздух. Воздух вдыхать осторожно, не допуская глубоких вдохов. Если запах сразу не ощущается или возникают затруднения с его обнаружением(запах неотчётливый), испытание можно повторить, нагрев воду в колбе до температуры 60°C, опустив колбу в горячую воду(или нагревать до необходимой температуры).

 

Мутность (прозрачность)

Мутность воды обусловлена содержанием взвешенных в воде мелкодисперсных примесей нерастворимых или коллоидных частиц различного происхождения. Мутность воды обусловливает и некоторые другие характеристики воды, такие как:

1)        Наличие осадка, который может отсутствовать или быть незначительным, заметным, большим, очень большим, измеряясь в миллиметрах.

2)        Взвешенные вещества, или грубодисперсные примеси определяются (гравиметрически), после фильтрования пробы, по привесу высушенного фильтра. Этот показатель обычно малоинформативен и имеет значение, главным образом, для сточных вод.

3)        Прозрачность, измеряется как высота столба воды, при взгляде сквозь который на белой бумаге можно различить стандартный шрифт.

Мутность определяют фотометрически, а также визуально, по степени мутности столба высотой 10-12см. в мутномерной пробирке. В последнем случае пробу описывают качественно следующим образом: прозрачная, слабо опалесцирующая, опалесцирующая, слабо мутная, мутная, очень мутная (ГОСТ 104)

Прозрачность, или светопропускание, воды обусловлена её цветом и мутностью, т.е. содержанием в ней различных окрашенных и минеральных веществ. Прозрачность воды часто определяют наряду с мутностью, особенно в тех случаях, когда вода имеет незначительную окраску и мутность, которые затруднительно обнаружить приведёнными выше методами.

Оборудование: Линейка, химический стакан. Образец шрифта – чёткий шрифт на белом фоне

1)        Пробу тщательно перемешать и поместить в стакан.

2)        Установить стакан  на высоте около 4 см.  над образцом шрифта, добиться хорошего освещения пробирки при отсутсвии попадания света на боковую поверхность цилиндра.

3)        Наблюдая сверху через столб воды, и сливая или доливая воду в стакан, определить высоту столба, ещё позволяющего отчётливо видеть шрифт. Измеренное значение прозрачности (т.е. столба воды) записать с точностью до 1 см.

4)        Водородный показатель pH

5)        Водородный показатель (рН) представляет собой отрицательный логарифм концентрации водородных ионов в растворе.

6)        Для всего живого в воде (за исключением некоторых кислотоустойчивых бактерий) минимально возможная величина pH = 5; дождь имеющий рН<5,5 считается кислотным дождём.

7)        В питьевой воде допускается рН 6,0 - 9,0; в воде водоёмов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования -6,8,5. Величина рН природной воды определяется, как правило, соотношением концентрации гидрокарбонат - анионов и свободного CO2, Пониженное значение рН характерно для болотных вод за счёт повышенного содержания гуминовых и других природных кислот. [11]

8)        Измерение рН при контроле качества природной и питьевой воды проводится практически повсеместно.

Гидрохимические методы анализа воды

Определение ионов магния: едкие щёлочи NaOH, KOH дают с Mg2+ белый аморфный осадок Mg(OH)2. В пробирку с исследуемой водой добавить 2-3 капли концентрированного раствора едкого натра или едкого калия. Если в воде присутствуют ионы магния, то выпадает белый осадок. Для проверки в пробирку добавить кислоту или аммонийных солей NH4CL, NH4No3 . Если это гидроокись магния, она растворится от прибавленных реактивов.

Определение иона свинца: Йодистый калий даёт в растворе с ионами свинца характерный осадок PbI2. Исследования производятся следующим образом. К испытуемому раствору прибавить немного KI, после чего, добавив CH3COOH, нагреть содержимое пробирки до полного растворения первоначально выпавшего мало характерного жёлтого осадка PbI2. Охладить полученный раствор под краном, при этом PbI2 выпадет снова, но уже в виде красивых золотистых кристаллов.

Определение ионов SO4: хлористый барий с SO4. даёт белый осадок BaSO4, который не растворяется в кислотах.

Определение иона кремниевой кислоты: Хлористый аммоний выделяет из растворов силикатов (солей кремниевой кислоты) кремниевую кислоту в виде белого студенистого осадка (геля). Иногда образующаяся кремниевая кислота остаётся в состоянии коллоидного раствора.

Определение ионов железа:

1.        Двухвалентное железо даёт с железосинеродистым калием синий осадок турбуленовой синий.

Трёхвалентное железо даёт с едкими щелочами NaOH, KaOH, NH4OH, красно-бурый осадок Fe(OH)3, растворимый в кислотах, но не растворимый в щелочах.

Определение ионов хлора:

Азотнокислое серебро даёт с ионом хлора белый творожистый осадок AgCl: Осадок нерастворим в HNO3,  но растворяется в NH4OH

Оформить результаты работы и сделать выводы.

Рефлексия

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz