РАЗДЕЛ 1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Воспитательные
задачи, содержание и формы работы определяются запросами, интересами,
потребностями детей и их родителей, условиями школы, социума. При составлении
плана воспитательной программы учитывались требования ФГОС начальной школы,
программа по патриотическому воспитанию , программа духовно-нравственного
развития, а также основные положения проектов ФГОС основной и средней школы.
Целью воспитательной работы
школы в 2013 – 2014 учебном году является формирование первоначальных
представлений о базовых национальных российских ценностях (начальная школа) и
их сознательного принятия (основная, средняя школа), а также стремления к творческому и
инициативному воплощению их в социальной практике.
Задачи воспитательной работы:
1.
Организовать воспитательные мероприятия, направленные
на формирование представлений о базовых национальных ценностях российского
общества:
ü
патриотизме;
ü
социальной солидарности;
ü
гражданственности;
ü
семье;
ü
здоровье;
ü
труде и творчестве;
ü
науке;
ü
традиционных религиях России;
ü
искусстве и литературе;
ü
природе;
ü
человечестве.
2.
Организовать
коллективную творческую деятельность
ученического самоуправления, ориентированную на общечеловеческие и национальные ценности.
3.
Развивать мотивации личности к познанию и творчеству
через дополнительное образование.
4.
Систематизировать работу ШМО классных
руководителей по повышению
профессионального мастерства для большей
эффективности воспитательной работы в классах.
5.
Разработать и реализовать систему мониторинга
эффективности воспитательного процесса.
6.
Разработать и реализовать систему работы
образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей
(законных представителей).
Основные направления воспитания и социализации:
1.
Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной
ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека.
2.
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического
сознания.
3.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к
образованию, труду, жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.
4.
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
5.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей
среде (экологическое воспитание).
6.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, основ
эстетической культуры (эстетическое воспитание).
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют
друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных,
нравственных и культурных традиций. Приоритетными направлениями в 2013 – 2014
учебном году являются: «Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического
сознания», «Воспитание законопослушного гражданина», «Профилактика асоциальных
явлений в подростковой среде».
Принципы воспитательного процесса:
Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют
смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в
традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни,
духовно-нравственного и социального развития личности.
Принцип следования нравственному примеру.
Следование примеру — ведущий метод воспитания. В примерах демонстрируется
устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным
жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для
духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип диалогического общения со значимыми другими.
В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со
сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие
значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на
диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права
воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую
он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания
к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его
организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка
личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне
диалогического общения подростка со значимым другим.
Принцип полисубъектности воспитания и
социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и
социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер.
Ребёнок включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной
активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые
ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и
социализации возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих
духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической
деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений
дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и
общественных организаций и др. При этом деятельность образовательного
учреждения, педагогического коллектива школы в организации
социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей
ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в
учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности.
Принцип совместного решения личностных и
общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются
основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней
активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира
личности, изменения отношений личности к явлениям жизни. Воспитание — это
оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности
воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностных и
общественно- значимых проблем.
Принцип
системно-деятельностной организации воспитания. Один из основателей
системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев - определял воспитание как преобразование
знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения.
Принятие
ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически
организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями,
сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Воспитание как
деятельность должно охватывать все
виды образовательной
деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной.
Системно-деятельностный
подход учитывает утрату семьей и школой монополии на воспитание и предусматривает,
что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей
роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована.
Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации
уклада школьной жизни.
Интеграция содержания различных видов деятельности
обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания
осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения
воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными
субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
• общеобразовательных дисциплин;
• произведений искусства;
• периодической печати, публикаций, радио- и
телепередач, отражающих современную жизнь;
• духовной культуры и фольклора народов России;
• истории, традиций и современной жизни своей
Родины, своего края, своей семьи;
• жизненного опыта своих родителей и
прародителей;
• общественно полезной, личностно значимой
деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных
практик;
• других источников информации и научного знания.
Планируемые результаты:
·
У учащихся сформированы представления о базовых
национальных ценностях российского общества;
·
Учащиеся
активно включены в коллективную творческую деятельность ученического самоуправления, ориентированную на общечеловеческие и национальные
ценности;
·
Система
воспитательной работы стала более
прозрачной, логичной благодаря организации через погружение в «тематические периоды»; такая
система ориентирована на реализацию каждого направления воспитательной работы;
·
Максимальное
количество учащихся включено в систему дополнительного образования. Организация
занятий в кружках и секциях направлена на развитие мотивации личности к
познанию и творчеству;
·
Повышено профессиональное мастерство классных
руководителей и мотивация к самообразованию, благодаря чему увеличилась
эффективность воспитательной работы в классах.
·
Система мониторинга эффективности
воспитательного процесса позволяет своевременное выявление и анализ изменений,
происходящих в воспитательном процессе, и факторов, вызывающих их
·
Разработать и реализовать систему работы
образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей
(законных представителей).
·
Повышена педагогическая культура родителей, система работы способствует раскрытию творческого
потенциала родителей, совершенствованию семейного воспитания на примерах
традиций семьи, усилению роли семьи в воспитании детей.