Урок - представление истории в 11 классе
на тему
«Рождение новой России».
Цели:
1. Дать краткую характеристику развития страны в 1991 – 1999 годах;
2. развивать навыки учащихся по использованию мультимедийных технологий, поиску необходимой
информации по тексту учебника; формировать умение определять и объяснять свое отношение к наиболее
значительным событиям и личностям в истории страны данного периода;
3. яркими фактами из жизни страны содействовать нравственному воспитанию учащихся, формированию у
них гражданской позиции;
Задачи: 1. способствовать формированию навыков исследовательской работы;
2. содействовать воспитанию чувства сопричастности к событиям этого
периода;
3. создать проект в виде электронной презентации по заданным темам.
Оборудование: учебник История России 1945 – 2008 год, настенная карта, мультимедийные презентации
учащихся
Ход урока.
1этап урока. Использование элементов театрализации с целью активизации познавательной деятельности.
Слова учителя: Наш соотечественник, обычный обыватель, покинувший страну в годы «застоя» вернулся на Родину в 1998 году.
Соотечественник: Здравствуйте, родные мои, соотечественники! Как я рад встрече с вами! Долгие годы я представлял, когда я, наконец, то вернусь домой! Но в чем дело? Мне здесь не рады? Где же традиционное русское гостеприимство? Лица моих соотечественников печальны, угрюмы. А некоторые отражают глубокое разочарование. Что случилось с моей страной и моим народом? Весь мир знает, как хорошо стало жить в России со времен перестройки. Россия – свободная, а значит счастливая страна!
Мимо проходят, понурив голову, россияне. Возвращенец обращается к одному из них: «Друг, объясни, что происходит в моей стране?» (но тот, только отмахивается). Сердобольная прохожая советует: Обратись-ка, ты, милок, в СМИ, они тебе растолкуют, что случилось с Россией?
Учитель: Незадачливый возвращенец прислушался к совету и обратился в информационный центр. Экономические (представляются) и политические обозреватели (представляются) были готовы представить экономическую и политическую ситуацию России 1992 – 1998 годов. Они нашли необходимые информационные ресурсы и попросили гражданина пройти к группе экспертов, которые, прослушав информацию, помогут разобраться, что случилось с Россией? Задача нашего урока будет такой же просмотрев, представленный факты из жизни страны, разобраться: Почему так развивалась Россия? Какие проблемы остро стояли в стране, каковы были их последствия и как эти проблемы были решены? Сегодня у нас вводный урок в тему Рождение новой России. Мы сделаем краткий обзор событий в жизни страны этого периода. И выдвинем версии, почему так развивались события в стране. На последующих уроках будем погружаться в тему и посмотрим, подтвердились наши версии или нет, и установим причины и следствия такого развития страны.
2 этап урока. Исследуем следующие проблемы в развитии страны 1992 – 1999 гг. Вопросы для изучения.
«Шоковая терапия» и кризис двоевластия.
Противостояние Президента и оппозиции.
Новый политический режим.
Военно-политический кризис в Чечне.
Формирование «олигархических групп» и президентские выборы 1996 .
Дефолт 1998г.
Внутриполитический кризис 1999г.
Новый военно-политический кризис в Чечне.
Предвыборная компания 1999г.
Исследование проводится по группам: экономисты и политики.
В процессе исследования будут выполнены ряд заданий, указанных в листах заданий. Листы заданий содержат вопросы по всей теме
Лист заданий экономических обозревателей:
Определить проблемы экономического развития страны.
Охарактеризовать мероприятия по переходу к рынку.
Почему меры перехода к рынку, называют «шоковой терапией»? Можно ли было перейти к рынку более мягким для населения способом? Свою точку зрения обоснуйте.
Какие факторы значительно снижали эффективность экономических реформ?
Что такое «олигархические группы», и каковы причины их появления?
«Олигархический капитализм» и его положительная роль в развитии экономики страны.
Дефлот 1998 года. Причины его появления?
Что такое кредиты МВФ? Почему они поступали в Россию в конце 90- годов? Каковы экономические последствия этих кредитов? Оценить деятельность финансово – промышленных групп в России в конце 90- годов. Каким результатам привело создание подобных групп?
Положительные сдвиги в развитии экономической ситуации в стране в 1999 году.
Лист заданий политических обозревателей:
1. В чем состояли причины конфликта между президентом и оппозицией в начале 90-х годов?
2. Оцените итоги выборов 1993 г.
3. Какие противоречия существовали в системе власти в России перед выборами Президента в 1996г.? Каким образом можно было решить противоречия?
4. Какие проблемы возникли в ходе президентских выборов 1996 г? О каких процессах в стране свидетельствовали эти проблемы?
5. Возможно ли было избежать проведение военной операции в Чеченской республике? Каким образом?
6. Какая структура власти сложилась в России после президентских выборов 1996 г.? Было ли построение такой структуры власти неизбежным?
7. Как политическая обстановка в России повлияла на возникновение нового вооруженного конфликта на Северном Кавказе в 1999г?
8. В чем причина поражения вторжения боевиков в Дагестан в 1999г? Возможно ли было избежать этого вторжения боевиков в Дагестан в 1999г.? Возможно ли было избежать этого вторжения? Свою точку зрения обоснуйте.
9. Можно ли одним из факторов политической и экономической стабилизации в стране в1999г. считать деятельность В.В.Путина?
Поясните свой ответ.
3 этап урока. Дается домашнее задание на перспективу по группам.
4этап урока. Постановка целей и задач урока.
Учитель: Сегодня вы работаете по группам Обозреватели и эксперты. Обозреватели выполняют две роли на уроке, информируют о происходящем, и выдвигают версии о причинах и последствиях происходящих событиях. После каждого блока сообщений информационного агентства вы должны будете выдвигать, и обосновывать свой версии о причинах такого развития событий.
Листы заданий вводного урока.
Версия. Почему так болезненно страна переходила к рынку?
Версия. Почему в противостоянии с оппозицией победил Б.Н.Ельцин. На чьей стороне выступали бы вы? Почему?
Версия. Почему, не смотря на предварительные прогнозы предвыборной кампании 1996 года не в пользу Б.Н.Ельцина, он все же был избран президентом?
Версия. Можно ли считать одной из главных причин разгрома террористических формирований на территории Дагестана и Чечни деятельность нового прьемер – министра В.В.Путина. Объясняете свой ответ.
Версия. В чем видит главную причину кризисного развития страны в А.И.Солженицын.
5 этап урока. Представление учащимися своих проектов – электронных презентаций.
Слово из зала. Информационное агентство России представляет Россию конца 1991 – 1999 годов.
Показ презентаций. Текст слайдов презентации. 1 презентация «Шоковая терапия»
1 а.28 октября 1991 года Б.Н.Ельцин провозгласил начало радикальных реформ с января 1992 года. Проводить в жизнь рыночную реформу должно было правительство Е.Т.Гайдара.
1б. 2 января 1992 г началась либерализация цен. Около 90% оптовых и розничных цен стали свободными.
1в. К весне 1992 произошло насыщение потребительского рынка товарами. Дефицит товаров сменился дефицитом денег.
1г. В 1992 г. валовой внутренний продукт упал на 14, 8%, промышленное производство на 18%.Инфляция составила фантастические – 2509%.Потребительские цены за 1992г. выросли в 26,1 раза. Начался кризис неплатежей.
1д. Резко ухудшилось материальное положение населения. Темпы инфляции значительно опережали рост заработной платы.
1е. В 1992 – 1994гг проводилась ваучерная приватизация. В народе распространилось горько – ироническое ее название – «прихватизация». Она обострила социальные противоречия в стране.
Учитель: Экономические трудности осложнялись противостоянием Президента и Верховного Совета.
Работа группы экономических обозревателей, обсуждение 1 версии: Почему так болезненно страна переходила к рынку?
8 этап урока представление 2 презентации «Противостояние Президента и оппозиции». Текст слайдов презентации.
2а. В декабре 1992 года обострился конфликт между Президентом и Верховным Советом.
2б. 25 апреля 1993г., состоялся референдум по четырем основным вопросам: о доверии Президенту Ельцину, об одобрении его социально – экономической политики, о досрочных выборах Президента и народных депутатов. Предложение о досрочном прекращении полномочий Президента и депутатов не прошли.
2в. 1 мая 1993г. в Москве произошли столкновения колонны демонстрантов, во главе которой шли лидеры оппозиции, с милицией. Погиб офицер милиции, среди демонстрантов были раненые. Конституционный кризис продолжался.
2г. 21 сентября 1993г. Б.Н.Ельцин указом №1400 объявил о роспуске Съезда, Верховного совета и выборах в новый парламент, а также о всенародном голосовании по проекту новой Конституции РФ.
2д. Противостояние Президента и парламента дошло до вооруженного конфликта. Решающие события произошли 3 октября 1993г. Сторонники Верховного Совета одержали победу в столкновении с милицией. Вооруженные отряды оппозиции в ночь с 3 на 4 октября пытались захватить телецентр «Останкино».
2е. Утром 4 октября сторонникам Президента удалось собрать сводный штурмовой отряд. Он обстрелял из танков Белый дом. Затем здание подразделения было занято офицерами спецподразделения «Альфа».
2ж. В столкновениях погибли 28 военнослужащих и сотрудников МВД. 12 гражданских лиц погибли на улицах. 45 – в районе телецентра «Останкино», 75- при обстреле и штурме «Дома Советов». 3 и 4 октября 1993 г. – траурные, черные дни российской истории. Так нелегко создавалась новая Россия.
Работа группы политических обозревателей, обсуждение 2 версии. Почему в противостоянии с оппозицией победил Б.Н.Ельцин.
На чьей стороне выступали бы вы? Почему?
9 этап урока представление 3 презентации Формирование «олигархических групп» и президентские выборы 1996 .
Текст слайдов презентации.
3. 12 декабря 1993г. состоялось всенародное голосование по проекту Конституции и выборы в новый парламент - Государственную Думу. На выборах неожиданного успеха добилась Либерально – демократическая партия, возглавляемая В.В.Жириновским. В составе нового парламента не было устойчивого большинства - ни президентского, ни оппозиционного. Президент и правительство не могли опереться на поддержку Думы в проведении рыночных преобразований. Социально – экономическая ситуация продолжала ухудшаться.
4а. 12 декабря 1993 года на территории Чечни референдум и выборы не проводились. Руководство Чечни настаивало на государственной независимости республики. Здесь наблюдалось военное противостояние Москве: регулярно захватывались автобусы с заложниками, разворовывались поезда, из Чечни выгонялось нечеченское население.
4б. В ноябре 1994г. Президент Б.Н.Ельцин отдал приказ о подавлении вооруженного мятежа в Чечне. Зимой 1994- 1995гг. шли кровавые сражения за город Грозный. Летом 1995г. группа боевиков во главе с Ш.Басаевым захватила заложников в больнице города Буденновска.
4в. 31 августа 1996 г. в Хасавюрте были подписаны соглашения об урегулировании ситуации 27 января 1997г. президентом Ичкерии был избран А. Масхадов. фактически Чечня стала независимой. Подписанный договор не решил проблему. Чеченское руководство установило связи с международными террористическими центрами. Руководство страны не смогло решить чеченскую проблему ни силовыми, ни политическими средствами.
5.а. В сложной политической и экономической обстановке прошли президентские выборы 1996года. В март 1996г. опросы показали, что за Ельцина готовы проголосовать не более 4% избирателей, а победа руководителя КПРФ Зюганова казалась делом практически решенным. «Олигархические группы» бросили огромные ресурсы на проведение предвыборной кампании.
5б. В 1996 – 1997 гг. совершилась серия откровенно скандальных приватизационных сделок. Шло дальнейшее формирование «олигархического капитализма». Рост внешнего долга России приводил к зависимости России от кредиторов, и, прежде всего от Международного валютного фонда. К 1998г. реальный ВВП России составил 57% от уровня 1990г. показатели падения были больше, чем во времена Великой депрессии в США.
Работа политических обозревателей 3 версия. Почему, не смотря на предварительные прогнозы предвыборной кампании 1996 года не в пользу Б.Н.Ельцина, он все же был избран президентом?
Продолжение текста презентации
5в. К 1998 году долг РФ перед международными кредитными организациями и внутренними кредиторами стал слишком большим.17 августа 1998г. правительство РФ и Центральный банк РФ выступили с совместным заявлением. Была проведена девальвация и объявлен дефолт (отказ платить долги).
5г. В результате дефолта 17 августа 1998г. вся российская банковская система оказалась на грани краха.
10 этап урока: представление 4 презентации: Внутриполитический кризис 1999 г. Новый военно-политический кризис в Чечне Текст слайдов презентации…
6а. Экономические трудности 1998 года осложнялись внутриполитическим кризисом.
6б. Истекал срок полномочий президента. Начались поиски приемника Б.Н.Ельцина. Президент Ельцин и его окружение долго не могли найти человека, относительно которого они были бы убеждены, что он оградит их от судебных преследований или какой – либо внесудебной расправы. КПРФ начала борьбу за досрочный уход Ельцина в отставку. Политическим выражением этого процесса стало создание политических движений. Лидер движения «Отечество» явно готовился стать президентом.
6в. Этот момент оказался чрезвычайно благоприятным для авантюристов, которые не оставили замыслов изменить ситуацию на Северном Кавказе.
6г. В 1998 г. в Чечне был создан «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», провозгласивший своей целью создание «Исламского халифата на Кавказе». 19 мая 1999г. в ходе встречи с директором ФСБ В.В.Путиным Президент Б.Н.Ельцин подписал указ « О дополнительных мерах по борьбе с терроризмом в Северокавказском регионе РФ».
6д. 3 июля 1999г. министр внутренних дел В.Рушайло сообщил о готовности наносить превентивные удары по боевикам.
7 августа 1999г началось вторжение на территорию Дагестана отрядов под командованием Ш.Басаева и Э. аль - Хаттаба. Командиры и идеологи террористов объявили о создании независимого государства Дагестана.
6е. с 10 по 26 августа на территории Дагестана велись боевые действия протии террористов, которых удалось разбить и вытеснить обратно в Чечню. Не смирившись с поражением, террористы перешли к войне против мирного населения. 4 сентября 1999г. был взорван жилой дом в дагестанском городе Буйнакске. 9 и 13 сентября произошли взрывы двух жилых домов в Москве. 16 сентября террористы взорвали жилой дом в Волгодонске.
6ж. 17 сентября премьер – министр В.В.Путин назвал заключенные в Хасавюрте мирные соглашения ошибкой. 23 сентября Ельцин подписал указ о начале боевых действий в Чечне.7 февраля 2000г Грозный был взят, но боевые действия на территории Чечни еще продолжались.20 марта 2000г. В.В.Путин прилетел в Грозный на истребителе. Это было знаковое событие для жителей республики, означающее, что фактически бандитское сопротивление в Чечне было подавлено.
Работа группы политических обозревателей. Можно ли считать одной из главных причин разгрома террористических формирований на территории Дагестана и Чечни деятельность нового премьер – министра В.В.Путина. Объясняете свой ответ.
На этом наш информационный блок Новая Россия 1991 – 1999гг. завершен.
Возвращенец: Я сочувствую своему народу, который пережил столько тяжелых событий.
И, кажется, я понимаю, что хотел сказать А.И. Солженицын в своей книги «Россия в обвале». Вот, хорошо запомнившаяся мне выдержка из нее. В экономической сфере мы безоглядно - и с опасной поспешностью – кинулись перенимать западные формы жизни. Но это и недостижимо: уклад чужой жизни невозможно скопировать, не перерождаясь болезненно: он должен органически вытекать из традиций страны. По пословице: свою болячку не чужим здоровьем лечить. На путь, неотличимый от западного, Россия все равно не выйдет никогда, как бы нам ни стараться».
12 этап урока Подве