Тема урока «Российский парламентаризм»
Цель урока: помочь учащимся понять, что такое парламентаризм и какова его роль в жизни нашей страны, общества и каждого российского гражданина, содействовать формированию у школьников старших классов активной жизненной позиции.
Ход урока.
- Орг.момент.
- Вступительное слово учителя:
27 апреля 2011 года наша страна отметила 105 юбилей с начала работы I Государственной Думы. Сегодняшний урок мы посвящаем истории создания и функциям современного российского парламента. Наш сегодняшний урок необычный, у нас в гостях депутат законодательного собрания ЕАО Винников Павел Аронович. И сегодня вы выпускники ЕАО покажете свою гражданскую позицию в этом важном вопросе. Темой урока будет. Что знают и думают выпускники о парламентаризме. А ваши знания и мнения оценит наш почетный гость и директор нашей школы В.И.Тузик. Право открыть наш необычный урок предоставляется директору школы. Она выразит свою точку зрения на парламентаризм. Историческая справка. История становления законодательной (представительной) власти в ЕАО. 8 октября 2006 года на территории области прошли выборы депутатов Законодательного Собрания четвертого созыва. В состав областного парламента четвертого созыва избрано 16 депутатов. Один из них Павел Аронович Винников. Избран по единому избирательному округу по списку регионального отделения политической партии "Единая Россия" в ЕАО.
Председатель комитета по законодательству и правовой политике на постоянной основе; член комитета по социально-экономической политике; по вопросам бюджета и налогов; по аграрной политике, вопросам природопользования и экологии. Разрешите мне предоставить ему слово.
Слово депутата.
Учитель: готовясь к сегодняшнему уроку я посетила сайт законодательного собрания ЕАО и прочитала о том что вы заинтересовались проблемой что знают старшеклассники о парламентаризме и хотели бы что на уроках по теме парламентаризм состоялся живой разговор по теме российский парламентаризм на котором бы определилась гражданская позиция старшеклассников, ведь в их руках будущее страны. Я надеюсь, что такой разговор состоится. В конце урока мы определим лидеров – знатоков парламентаризма.
Наш разговор о российском парламентаризме будет касаться следующих вопросов. Ребята представят свои доклады по темам
1. Исторические этапы становления парламентаризма в России.
2. Опыт деятельности Государственной Думы в начале ХХ века.
3. Конституция Российской Федерации и основы современного российского парламентаризма.
4. Достижения, недостатки и проблемы в работе законодательных и представительных органов власти всех уровней в современной политической системе Российской Федерации.
После каждого вопроса будет проходить небольшая пресс – конференция. В ходе которой вы должны выразить свое отношение к рассматриваемому вопросу. Что же такое парламентаризм?
Работает первая группа. ( Становление парламентаризма в России сложный и долгий процесс. Это было обусловлено историческими особенностями. Но все же России хватило сил его создать. И в настоящее время Россия парламентская страна а значит народ России наконец – то получил возможность принимать участие в управлении своего государства непосредственно и через своих представителей парламентариев.)
Вопросы пресс конференции:
1. Как происходило становление парламентаризма
2. Какой год можно считать годом окончательного оформления парламентаризма
3. Число гос.дум России
4. Что дает парламентаризм гражданам России.
Работа второй группы
Вопросы пресс конференции:
1. какие вопросы решали первые гос думы?
2.какова судьба двух первых дум?
3. почему 3 и 4 дума проработали весь период
4. в чем положительное значение деятельности этих дум
Учитель: таким образом, Россия в этот период стала не парламентской монархией, а «думской» монархией, при которой последнее слово оставалось за императором. Но это был первый опыт российского парламентаризма
Работа 3 группы.(фрагмент о думе)
Конституция Российской Федерации о российском парламентаризме . Конституция РФ регламентирует парламентаризм на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном и поселковом. Краткий обзор становления и деятельности Законодательного собрания ЕАО, собрания депутатов Смидовичского муниципального района, Собрание депутатов муниципального образования «Смидовичское городское поселение».
Мартынов Алексей
История становления законодательной (представительной) власти в ЕАО
Дата 13 марта 1994 года вошла в летопись современной политической истории Еврейской автономной области как начало деятельности высшего законодательного (представительного) органа области - Законодательного Собрания Еврейской автономной области, ставшего историческим правопреемником областного Совета народных депутатов. Это был важный период становления, а затем развития и активной деятельности нового политического института регионального парламентаризма, ставшего важнейшим фактором устойчивого общественно-политического развития. Новый законодательный орган должен был на практике обеспечивать и развивать положения Конституции, в предельно сжатые сроки наладить эффективную законотворческую деятельность.
Депутаты первого созыва Законодательного Собрания Еврейской автономной области начинали свою работу с чистого листа. Главным итогом их деятельности стало принятие Основного закона области - Устава ЕАО, который определил государственно-правовой статус области, её административно-территориальное деление, систему органов власти, порядок их образования и полномочия, формы участия граждан в деятельности областных органов государственной власти и органов местного самоуправления. |
Работу по формированию нормативной правовой базы области продолжили депутаты второго созыва. Приобретенный опыт, навыки в законотворческой деятельности, четкое понимание роли и значения представительной власти в системе управления областью позволили депутатам более активно участвовать в законотворческом процессе. Среди содержательных итогов их деятельности следует назвать: создание условий для функционирования законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти Еврейской автономной области, развитие местного самоуправления; принятие важных законов в сфере экономики; значительную модернизацию законодательной базы социальной защиты населения; регулирование отношений в сфере культуры, науки, образования, здравоохранения и др.
Отличительной чертой деятельности депутатов Законодательного Собрания третьего созыва стало пристальное внимание к целевому программному развитию социально-экономической структуры региона, к проблеме взаимоотношений с представительной властью на местах, стремление обеспечить социальную направленность бюджетной политики. Для более эффективного решения всех этих вопросов при Законодательном Собрании были созданы новые структуры.
. |
В 2003 году по инициативе депутатов была образована Общественная молодежная палата, которая должна способствовать привлечению молодых людей к законотворческой деятельности, участию их в решении вопросов молодежной политики и управлению делами государства, представлению их интересов в жизни общества. С октября 2004 года в Законодательном Собрании создана депутатская группа "Единая Россия", в состав которой вошли 10 депутатов. |
8 октября 2006 года на территории области прошли выборы депутатов Законодательного Собрания четвертого созыва. В состав областного парламента четвертого созыва избрано 16 депутатов. Деятельность Законодательного Собрания четвертого созыва направлена на своевременное и качественное законодательное обеспечение проводимых в стране реформ. Основными направлениями этой работы являются дальнейшее социально-экономическое развитие области в рамках реализации полномочий, осуществляемых за счет средств областного бюджета, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, и урегулирование отношений в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления.
Особое значение в деятельности депутатов Законодательного Собрания Еврейской автономной области является работа над проектами федеральных законов. За минувшие 15 лет депутаты разработали и направили в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 77 законодательных инициатив.
Депутаты Законодательного Собрания уделяют большое внимание развитию межрегиональных и международных связей. Сегодня Законодательное Собрание Еврейской автономной области является активным членом Парламентской Ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье", ежегодно проводит переговоры и обменивается опытом с коллегами из соседней провинции Хэйлунцзян Китайской Народной республики. |
Все прошедшие годы работы Законодательного Собрания области показали, что в Еврейской автономной области работает высокопрофессиональный парламент, сумевший создать систему законов, регулирующих самые разные стороны жизни жителей области, то есть заложить основы благополучия любого цивилизованного общества.
Горбунова Ира
Деятельность представительного органа местного самоуправления – Собрания депутатов Смидовичского муниципального района третьего созыва – осуществляется на основании Федерального закона от 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», действующих федеральных и областных законодательных актов, а также в соответствии с Уставом Смидовичского муниципального района, Регламентом Собрания и утвержденными самими депутатами планами работы.
Выборы депутатов Собрания нынешнего (третьего) созыва состоялись 1 марта 2009 года. К выполнению своих непосредственных депутатских обязанностей приступили 15 народных избранников.
Приоритетом местной политики является неуклонное развитие района, принципы которого изложены в целевых программах.
Доверие населения к народным избранникам, высокий уровень их компетентности, активности и опыт подтверждаются тем, что девять из 15-ти депутатов сегодняшнего состава пришли из предыдущего созыва.. Заместителем председателя Собрания на неосвобождённой основе в настоящее время избран депутат О.Г. Широких. Председателем Собрания является Г.Н. Побоков
Депутаты работают с письменными и устными обращениями жителей нашего района. Много вопросов в последнее время вызывает сфера жилищно-коммунального хозяйства.
Все принятые нормативно-правовые акты Собрания публикуются в газете «Районный вестник. В районной газете читатели узнают о работе депутатов, о взаимодействии районного Собрания с поселениями, с депутатами поселений, об опыте создания ТСЖ, о подготовке и проведении отопительного сезона, противопожарных мероприятиях, летнем оздоровительном отдыхе детей.
Депутаты районного Собрания – люди неравнодушные и ответственные, ведут приём избирателей согласно ежегодно принимаемому графику.
В интересах населения Собрание конструктивно взаимодействует с главой района, районной администрацией, органами власти городских и сельских поселений. Можно отметить и тесное сотрудничество наших депутатов с Законодательным собранием и правительством области, представительными органами муниципальных районов, входящих в состав автономии, с Биробиджанской городской думой. С ними районное Собрание обменивается проектами решений и другими информационными материалами.
Собрание депутатов муниципального образования «Смидовичское городское поселение» руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», законами и нормативами правовыми актами Российской Федерации и Еврейской автономной области, Уставом муниципального образования «Смидовичское городское поселение», Регламентом Собрания депутатов.
Целями и задачами Собрания депутатов муниципального образования «Смидовичское городское поселение» является: выполнение и обеспечение
законодательных актов, решение комплекса вопросов жизнедеятельности поселения, повышение активности населения в вопросах общественной жизни, участие в делах местного самоуправления, повышение качества жизни населения поселения, совершенствование системы контроля за исполнением принятых решений Собрания депутатов, улучшение нормативно правовой базы поселения.
Выборы депутатов Собрания депутатов второго созыва муниципального образования «Смидовичское городское поселение» состоялись 12 октября 2008 года. В состав Собрания депутатов второго созыва муниципального образования «Смидовичское городское поселение» было избрано 12 депутатов со сроком полномочий на 5 лет.
Вопросы для обсуждения:
1.Какие вопросы решают представительные органы власти на разных уровнях?
2. Значение деятельности этих органов власти?
Достижения, недостатки и проблемы в работе законодательных и представительных органов власти всех уровней в современной политической системе Российской Федерации.
Достижения
Законодательные (представительные) органы в субъектах РФ олицетворяют народное представительство и осуществляют главным образом законодательные функции, принимая конституции (уставы), законы и другие правовые акты, утверждая бюджет. Их положение в системе органов государственной власти определяется принципом разделения властей, который закреплён во всех конституциях и уставах.
Законодательные (представительные) органы власти РФ осуществляют административную реформу. Наращивают борьбу с коррупцией. Ведут работы по внедрению принципа «одного окна», по строительству электронных порталов государственных (муниципальных) информационных услуг. Разрабатывают административные регламенты. Более десяти лет осуществляется технологическая модернизации власти на основе внедрения ИКТ. Предпринимаются усилия по интеграции государственных (муниципальных) информационных ресурсов. Осуществляются меры для сокращения государственных расходов. Испытываются различные методы и способы придания власти большей ориентации на интересы общества и т.п.
Недостатки
Наряду с достижениями законодательных (представительных) органов власти в современной политической системе РФ имеются и недостатки.
В вопросах компетенции и особенно во взаимоотношениях с исполнительной властью законодательные (представительные) органы различных субъектов РФ неодинаковы. Различия касаются форм организации законодательного процесса, процедуры рассмотрения вопросов. Причина несоответствия качества власти требованиям общества и неудач в деятельности по их сближению кроется в организации самой власти. Свойства власти – это свойства ее действий в отношении общества, которые складываются из действий и взаимодействий государственных (муниципальных) служащих в ответ на сигналы и запросы общества. Качественные свойства результата любой деятельности непосредственно зависят от качества ее организации. Именно поэтому недостатки власти являются прямым свидетельством недостатков ее организации.
Исходя из этого, по нашему убеждению, законодательные(представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны не только обеспечивать полноценное правовое регулирование всей совокупности отношений, характеризующих политическое, социальное, правовое состояние своей территории и тем самым участвовать в формировании всей правовой культуры России, но и нести ответственность за правовые последствия принимаемых нормативных правовых актов.
Проблемы
К сожалению, в работе законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ имеются проблемы.
Основная проблема законодательных органов государственной власти: проблема повышения эффективности законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти. Данная проблема является актуальной, она помогает отчетливее понять, в чем именно скрываются основные причины имеющей место недостаточной эффективности деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Проблема не может быть сведена только к обсуждению вопросов, касающихся статуса депутатов этих институтов власти. Ее решение зависит от более широкого спектра правовых проблем, включая необходимость дальнейшего Совершенствования федерального законодательства и, в еще большей степени, законодательства субъектов Федерации.
Вывод
Таким образом, Парламент Российской Федерации является единственным законодательным органом власти страны. Следовательно, никакой другой федеральный государственный орган не имеет права издавать законы или иные нормативные акты, обладающие юридической силой закона. Законотворчество является основной функцией Федерального Собрания как парламента Российской Федерации. Государственная Дума осуществляет целый ряд функций: законотворческую, контрольную, функцию назначения должностных лиц, выработку рекомендаций.
И не смотря на недостатки и проблемы законодательных (представительных) органов, законодательная ветвь власти, является наиболее важной, и ее органы занимают главенствующее положение в механизме государства.
Место и роль парламента в системе государственной власти, его характер представительства, профессиональность и, в конечном счете, ответственность парламентария перед электоратом во многом зависят от тех, кто выбирает.
1. Верным ли будет утверждение: от избирателей зависит какой будет работа законодательных органов власти всех уровней? Поясните свой ответ.
2. Качество законодательной власти зависит от депутата. Каким он должен быть? Размышления учащихся
3. Эссе
«Если бы
депутатом выбрали меня »
Восточная мудрость гласит: «Нужно быть достойным самого себя». Если бы мне предложили выдвинуть свою кандидатуру и стать кандидатом в депутаты, я прежде всего поблагодарил бы людей, которые оказали мне это доверие, а затем задумался над вопросом: «Достоин ли я этого доверия?» Только обладая такими качествами, как порядочность, патриотизм, компетентность, профессионализм, ум, эрудиция, образованность здоровье – можно начинать свой путь народного избранника. Люди устали от бесконечных обещаний, лозунгов, которые на практике не реализуются. Если дал