УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ сош №3 п. Смидович
_______________ _________
«____» ________________ 2013г.
м.п.
Положение
о
внутришкольном контроле
I. Общие
положения.
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, письмами Минобразования России от 10.09.99 № 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности» и от 07.02.01 № 22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений», уставом и регламентирует осуществление должностного контроля.
1.2. Внутришкольный контроль – основной источник информации для анализа состояния общеобразовательного учреждения, достоверных результатов деятельности участников образовательного процесса. Внутришкольный контроль – это проведение руководителем общеобразовательного учреждения, его заместителями наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением педагогическими работниками законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципалитета, общеобразовательного учреждения в области образования.
II. Задачи
внутришкольного контроля
2.1. Получение объективной информации о состоянии преподавания отдельных учебных предметов.
2.2. Совершенствование организации образовательного процесса.
2.3. Анализ достижений в обучении и воспитании для прогнозирования перспектив развития общеобразовательного учреждения.
2.4. Подготовка экспертных материалов к аттестации педагогических работников.
2.5. Корректировка тематического планирования образовательных программ.
III.
Организация проверки состояния любого из вопросов содержания ВШК состоит из
следующих этапов:
- определение цели контроля;
- объекты контроля;
- составление плана проверки;
- инструктаж участников;
- выбор форм и методов контроля;
- констатация фактического состояния дел;
- объективная оценка этого состояния;
- выводы, вытекающие из оценки;
- рекомендации или предложения по совершенствованию УВП или устранению недостатков;
- определение сроков для ликвидации недостатков или повторный контроль.
3.1. ВШК осуществляет директор школы или по его поручению заместитель по учебной части, заместитель по воспитательной работе.
3.2. Директор издает приказ о сроках и цели предстоящей проверки, устанавливает срок предоставления итоговых материалов и план-задание, которое определяет вопросы конкретной проверки и должно обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов контроля для подготовки итоговой справки.
3.3. Продолжительность тематических или фронтальных проверок не должна превышать 15 дней с посещением не менее 5 уроков, занятий и других мероприятий.
3.4. При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его заместитель по учебной части, по воспитательной работе могут посещать уроки учителей школы без предварительного предупреждения.
3.5. Основания для проведения контроля:
- заявление педагогического работника на аттестацию;
- плановый контроль;
- проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
- обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.
3.6. Результаты проверки оформляются в виде аналитической справки, в которой указывается:
- цель контроля;
- сроки;
- состав комиссии;
- какая работа проведена в процессе проверки (посещены уроки, проведены контрольные работы, просмотрена школьная документация, собеседования и т.д.);
- констатация фактов (что выявлено);
- выводы;
- рекомендации или предложения;
- дата и подпись ответственного за написание справки.
3.7. Проверяемый педагогический работник имеет право:
- знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
- знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
- своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
- обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля.
3.8. По итогам ВШК в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел:
- проводятся заседания педагогического или методического советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом;
- результаты проверок могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников.
3.9. Директор школы по результатам ВШК принимает решения:
- об издании соответствующего приказа;
- об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным органом;
- о проведении повторного контроля с привлечением определенных экспертов;
- о привлечении к дисциплинарной ответственности работников;
- о поощрении работников;
- иные решения в пределах своей компетенции.
IV. Функции
должностного лица, осуществляющего контроль.
· избирает методы проверки в соответствии с тематикой и объемом проверки;
· контролирует состояние преподавания учебных предметов;
· проверяет ведение школьной документации;
· координирует совместно с проверяемым педагогическим работником сроки и темпы освоения обучающимися образовательных программ;
· организует и участвует в проведении письменных проверочных работ по учебным предметам;
· контролирует состояние методического обеспечения образовательного процесса;
· применяет различные технологии контроля освоения обучающимися программного материала;
· готовится к проведению проверки, при необходимости консультируется со специалистами, разрабатывает план-задание проверки;
· проводит предварительное собеседование с педагогическим работником по тематике проверки;
· запрашивает информацию у педагогического работника об уровне освоения программного материала, обоснованность этой информации;
· контролирует внеклассную работу педагогического работника со способными (одаренными) обучающимися;
· контролирует создание педагогическим работником безопасных условий проведения учебных и внеучебных занятий по предмету;
· оформляет в установленные сроки анализ проведенной проверки;
· разрабатывает экспертное заключение о деятельности педагогического работника для проведения аттестации;
· оказывает или организует методическую помощь педагогическому работнику в реализации предложений и рекомендаций, данных во время проверки;
· проводит повторный контроль за устранением данных во время проведения проверки замечаний, недостатков в работе;
· принимает управленческие решения по итогам проведенной проверки.
V. Права
проверяющего
· 5.1. Привлекать к контролю специалистов учебного предмета для проведения качественного анализа деятельности проверяемого педагогического работника.
· 5.2. Получать (по договоренности) тексты проверочных работ из методкабинета города (района).
· 5.3. Использовать тесты, анкеты, согласованные со школьным психологом.
· 5.4. По итогам проверки вносить предложение о поощрении педагогического работника, о направлении его на курсы повышения квалификации.
· 5.5. Рекомендовать по итогам проверки изучение опыта работы педагога в методическом объединении для дальнейшего использования другими педагогическими работниками.
· 5.6. Рекомендовать педагогическому совету принять решение о предоставлении педагогическому работнику «права самоконтроля».
· 5.7. Переносить сроки проверки по просьбе проверяемого, но не более чем на месяц.
· 5.8. Использовать результаты проверки для освещения деятельности общеобразовательного учреждения в СМИ.
VI.
Ответственность проверяющего за:
· тактичное отношение к проверяемому работнику во время проведения контрольных мероприятий;
· качественную подготовку к проведению проверки деятельности педагогического работника;
· ознакомление с итогами проверки педагогического работника до вынесения результатов на широкое обсуждение;
· срыв сроков проведения проверки;
· качество проведения анализа деятельности педагогического работника;
· соблюдение конфиденциальности при обнаружении недостатков в работе педагогического работника при условии устранения их в процессе проверки;
· доказательность выводов по итогам проверки.
VII.
Документация
· план внутришкольного контроля;
· отчет о выполнении внутришкольного контроля;
· доклады, сообщения на педагогическом совете, совете общеобразовательного учреждения, родительском комитете и др. органах самоуправления общеобразовательного учреждения;
· журнал контроля или справки, акты по проверке.
Документация хранится в течение 5 лет в канцелярии.
Персональный
контроль
1.1. Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя, воспитателя.
1.2. В ходе персонального контроля комиссия изучает соответствие уровня компетентности работника требованиям к его квалификации, профессионализму и продуктивности:
· уровень знаний учителя по основам теории педагогики, психологии и возрастной физиологии; по содержанию базового компонента преподаваемого предмета; по методикам обучения и воспитания;
· умение создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе;
· умение применять в практической деятельности широкий набор методов, приемов и средств обучения; элементарные методы и средства педагогической диагностики; основные формы дифференциации контингента обучающихся; основные методы формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры обучающихся;
· уровень овладения учителем педагогическими технологиями, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения;
· уровень подготовки учащихся;
· сохранение контингента учащихся, воспитанников.
1.3. При оценке деятельности учителя учитывается:
- выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);
- уровень знаний, умений, навыков учащихся;
- степень самостоятельности учащихся;
- дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения;
- совместная деятельность учителя и ученика;
- наличие положительного эмоционального микроклимата;
- умение отбирать содержимое учебного материала;
- способность к анализу педагогических ситуаций;
- умение корректировать свою деятельность, обобщать свой опыт, составлять и реализовывать план своего развития;
- формы повышения профессиональной квалификации учителя.
1.4.При осуществлении персонального контроля администрация имеет право:
- знакомиться с документацией в соответствии с должностными обязанностями учителя (тематическим планированием, поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы);
- изучать практическую деятельность педагогических работников школы через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий;
- анализировать статистические данные о результатах педагогической деятельности (контрольные работы, срезы и т.д.);
- анализировать результаты методической, опытно-экспериментальной работы учителя;
- выявлять результаты участия обучающихся на олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях и т.д.
- организовывать педагогические исследования: анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей;
- делать выводы и принимать управленческие решения.
Классно-обобщающий
контроль
1.1. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе.
1.2. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в том или ином классе.
1.3. В ходе классно-обобщающего контроля изучается весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе:
· деятельность всех учителей;
· включение учащихся в познавательную деятельность;
· привитие интереса к знаниям;
· уровень знаний, умений и навыков учащихся; школьная документация;
· выполнение единых требований к учащимся;
· стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении;
· сотрудничество учителя и учащихся;
· выполнение учебных программ (теоретической и практической части);
· владение учителем новыми педагогическими технологиями при организации обучения;
· соблюдение единого орфографического режима;
·