Среда, 17.04.2024, 02:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Средняя общеобразовательная школа №3 поселка Смидович

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Символизм в живописи. 11 класс

Урок №27 11 кл. по МХК

Тема: Символизм в живописи.

Цели урока:

  • образовательная: создать условия для изучения  учащимися произведений великих мастеров – представителей символизма Гюстава Моро, Врубеля, Борисова – Мусатова.
  • дать понятие о символизме;
  • понять отличительную особенность произведений русского символизма от живописи  Г. Моро.
  • познакомить с литературными примерами символизма;
  • Развивающая: развивать у школьников способности зрителя, готового к восприятию произведений великих мастеров;
  • развитие творческих способностей в поисково – исследовательских и индивидуальных видах учебной деятельности;
  • Воспитательная: воспитание художественного вкуса;
  • выработка устойчивой потребности общения с произведениями мировой художественной культуры и умение находить в них духовно – ценностные ориентиры.

Оборудование: КП, экран, проектор.

Тип урока: панорама.

Форма урока: урок-диалог (с элементами творческой мастерской).

Материалы к уроку: конспект урока, презентация с картинами Гюстав Моро «Соломея», М.Врубель «Демон» «Сирень», Борисов-Мусатов «Водоем», «Призраки», видео Гюстав Моро, диск с музыкой А.Н. Скрябина (Этюд №8), СД «Мировая художественная культура»,  интернет – ресурсы.

Зрительный ряд: Гюстав Моро «Соломея», М.Врубель «Демон» «Сирень», Борисов-Мусатов «Водоем», «Призраки».

Слайд – презентация урока: Символиз

План урока.

1.Организационный момент.

2. Погружение в тему.

3. Анализ картины французского художника-символиста Гюстава Моро «Саломея».

4. Русский  символизм в живописи: М.А.Врубель, В.Э. Борисов-Мусатов.

5.Выводы по теме.

6. Домашнее задание.

7. Оценивание.

Ход  урока:

Вступительное слово учителя МХК (слайд 1):   

Учитель:

Невыразимое подвластно ль выраженью?..

Святые таинства, лишь сердце знает вас…

Когда душа смятенная полна

Пророчеством великого виденья…

Хотим прекрасное в полете удержать,

Ненареченному хотим названье дать-

И обесиленно безмолствует  искусство?

Но так ли безмолвно искусство на самом деле? Могут ли художники отразить в своем творчество суть вещей и явлений, дать им « названье», «удержать в полете» красоту и гармонию мира? На эти вопросы романтиков начала 19 в. на исходе столетия ответили утвердительно художники-символисты.

-Запись темы урока. Заранее  вам было дано опережающее задание. И поэтому,  сегодня  вы работаете  в группах: литераторы, аналитики, экскурсоводы и художники.  Кроме этого. в течении всего урока мы с вами заполняем таблицу.

(Слайд)

Унылая, однообразная атмосфера индустриального города, заполненного безликими толпами, вызывала у творческих людей:

         потребность противопоставить окружающему миру свою исключительность,

         желание эпатировать публику демонстрацией необычного,

         презрение к обыденной жизни,

         упоение красотой, превращённой в фетиш.

Небрежно брошенная фраза: «Жить? За нас это делают слуги» - становится кредо глашатаев нового искусства. Что подразумевалось под «необычным», демонстрирует фрагмент романа «Наслаждение» итальянского поэта Габриэле Д ,Аннунцио «Наслаждение» Работа с текстом: Слово литераторам:

Габриэле Д ,Аннунцио «Наслаждение»  (отрывок) Вероника

            Поэтому его дом был совершеннейший театр; а сам он — искуснейший режиссер. Но в искусственность он почти всегда влагал всего себя; щедро расточал все богатства своего ума…

          Все окружающее принимало для него,  то невыразимое подобие жизни, какое приобретают, например, священные сосуды, атрибуты религии, орудия богослужения, всякая вещь, на которой сосредоточивается людское раздумье или которую людское воображение полагает в основание той или иной идеальной высоты. Как сосуд после долгих лет сохраняет запах бывшей когда-то в нем эссенции, так и некоторые предметы сохраняли неопределенную часть любви, которою мечтательный любовник осенил и пропитал их. И столь глубоким возбуждением веяло на него от них, что порою он приходил в смущение, точно от присутствия сверхъестественной силы.

Вопрос: Что подразумевалось под «необычным»? Что хотел сказать автор в этом отрывке?

(что его герой выдумал для себя свой иной мир, заменил настоящую жизнь на подобие жизни).

-слово литератору. Отрывок из романа «Наоборот» французского писателя-символиста Шарля Мари  Гюисманса, герой которого устраивает для друзей обед по случаю упадка сил.

Шарля Мари  Гюисманс «Наоборот» (отрывок) Вероника Мартынова

   В  столовой  стены  затянули черным, дверь  распахнули  в сад, по этому случаю  также  преображенный:  аллеи были посыпаны углем,  небольшой  водоем окаймлен базальтом  и  наполнен черными  чернилами, цветник  уставлен туей и хвоей. Ужин подали  на черной скатерти,  на  столе стояли  корзины с темными фиалками  и скабиозами,  горели  зеленым огнем канделябры,  мерцали свечи  в подсвечниках.    

           Невидимый  оркестр  играл  траурные  марши,  а  блюда  разносили  нагие негритянки в туфлях  без задника  и серебристых чулках с блестками, похожими на слезки.    

           Из тарелок с  черной каймой гости  ели черепаховый суп, русский  черный хлеб,   турецкие  маслины,  черную  икру,  зернистую  и   паюсную,  копченые франкфуртские колбаски, дичь под соусом цвета  лакрицы  и гуталина, трюфеля, ароматные шоколадные кремы, пудинги, виноградное варенье, чернику, чернослив и  черешню.  Пили  из  бокалов  дымчатого  хрусталя  лиманское, тенедосское, русильон,  валь-де-пеньяс  и  портвейн, а  после  кофе  с  ореховым  ликером потягивали квас, портер и темное пиво.    

           Приглашение  на поминки по  скоропостижно  скончавшейся  мужественности написано было на манер некролога.

Работа с текстом: Что вас удивило в тексте? .

Учитель: Притягательным становится все религиозное и «наоборот»- все ужасное, демоническое, сатанинское. « Новая религиозность означала не возрождение моральных ценностей, а лихорадочную жажду мистического, сверхъестественного, неведомого. Неведомое, откуда еще не один смертный не получил ответа, принимает различные облики. Это может быть красота, любовь, ужас, смерть, ничто».

Для символистов время и пространство приобретают ценность лишь в соотнесении с вечностью и мистическим «ниоткуда». Художник стремится уловить хотя бы легкое дуновение, слабый отзвук неведомого, передать который можно, только прибегнув к поэтике символа, намека, недосказанности, как в стихотворении Мориса Метерлинка.

(Диалог искусств на уроке. Межпредметные связи.)

(читает Алена Гаевая)

Мне успели шепнуть

(О, как страшно, дитя),

Что собрался он в путь…

Лампа здесь зажжена,

(О, как страшно, дитя),

Лампа здесь зажжена,

У дверей я одна…

Вот вошла в первый зал

(О, как страшно, дитя),

Вот вошла в первый зал

Густо пламя дрожало…

Во второй вошла зал

(О, как страшно, дитя),

Во второй вошла зал:

Грустно пламя шептало…

Вот вошла в третий зал

(О, как страшно, дитя),

Вот вошла в третий зал

Там огонь умирал.

Французский художник-символист Гюстав Моро (1826-1898) чаще всего обращался к литературным источникам: мифам и легендам. Главной особенностью творчества Моро  является воспроизведение загадочного мира сильных человеческих эмоций, феерических зрелищ, часто несущих в себе зловещий, роковой смысл. Нередко его героями являются женские образы античной и библейской мифологии: Галатея, Леда, Далила, Саломея. Каждая из них –воплощение двойственного начала: красоты и порока.

-Видео Гюстав Моро

Слайд№

Учитель: Итак, обратимся к картине.

Множество раз Моро  обращался к образу библейской царицы Саломеи, сыгравшей роковую роль в судьбе Иоанна Крестителя. В картине «Саломея, танцующая перед Иродом», по словам одного из современников художника, буквально «витает аромат яда». В центре на возвышении, напоминающем трон, неподвижно восседает царь Ирод. Над его троном орел -символ вооруженной и беспрекословной власти. Дряхлый старец буквально упивается танцем Саломеи. Наслаждается местью мать Саломеи-Иродиада. В глубине зала стоит палач с мечом, символически напоминая о неизбежном обезглавливании Иоанна Крестителя.

Саломея, как лунатик, не замечает ни затрепетавшего Ирода, ни торжествующей  Иродиады. Она заворожена жутким видением, которое видит только она: голова Иоанна Предтечи дрожит в мареве фимиама. Рот приоткрыт, кровь с шеи тяжелыми каплями падает на плиты пола. Голова источает яркий свет, и остекленевший  взгляд, прикованный к плясунье вспыхивает.

Давайте послушаем монолог из произведения английского писателя Оскара Уайльда, посвященного этому мифологическому сюжету.

Стр. 169 учебника

-Чтение по ролям отрывка из пьесы английского писателя Оскара Уальда.

Учитель: Все фигуры прорисованы нечетко, их контуры размыты, и как бы тонут в этой неопределенности, ставят под сомнение саму реальность происходящего.

О том, какое впечатление производили подобные картины Моро, образно сказал французский писатель Ш. Гюисманс:

« В картинах Моро… был страстный, колдовской шарм. Они именно околдовывали, пробирали до мозга костей, как иные стихи Бодлера. И вы застыли в изумлении, задумчивости, замешательстве под впечатлением искусства, в котором живописец вышел за грани возможного…».

Работа с таблицей: (озвучиваем)

-Просмотр видео.

Учитель: В русском искусстве символизм связан с творчеством М.А.Врубеля, В.Э. Борисова-Мусатова и художников «Голубой розы».

Творческое кредо художника-символиста  Михаила Александрович Врубель выразил в стихах «Написать натуру нельзя и не нужно, должно поймать ее красоту». В реальной, обыденной жизни, полной кнфликтов и проблем, кажется не может быть места для красоты и гармонии. Тогда воображение художника переносит его в мир таинственных грез, смутных видений и предчувствий. Нередко его привлекает то время суток, когда догорают лучи заходящего солнца, сгущаются сумерки, а земля погружается в непроницаемую пелену мрака. В этом таинственном мире живут и действуют мифологические и сказочные персонажи Врубеля («Царевна Лебедь», «Пан», «Шестикрылый Серафим», «Снегурочка», «Волхова». Реальность, мечта и воображение переплетаются в его полотнах самым невероятным образом.Обыкновенная коряга или пень превращается в неведомое существо «Пан», загадочная Царевна Лебедь с ликом девы медленно уплывает во тьму («Царевна Лебедь»), в неведомом тереме подводного царства обитают дочери морского царя Нептуна («Жемчужина»).

-сейчас мы с вами, отправимся в заочную экскурсию по залам Третьяковской галереи для того, чтобы поближе познакомиться с некоторыми картинами Михаила Александровича Врубеля. 

Слово экскурсоводу

Задание: Рассмотреть иллюстрации. Выделить общие тенденции в тематике и настроении.

 Заполнить таблицу: картина «Демон сидящий», «Сирень».(зачитать)

Учитель:Дальнейшее развитие искусство символизма в русской живописи получило в творчестве художников группировки «Голубая роза». Наиболее ярким их представителем  был В. Э. Борисов-Мусатов. На рубеже столетий путем последовательной и энергичной эволюции он пришел от импрессионистического этюда к картине-панно нового стиля, найдя в этом стиле органическое средство для выражения символического образа.

-слово экскурсоводу

Новыми в творчестве Борисова – Мусатова были не только образы, но и сам художественный метод создания произведений, те задачи, которые в них ставились. 

Музыкальные названия картин совсем не случайны в его творчестве. Они определяли новую тенденцию его творчества – приблизить живопись к музыке.

   Борисов – Мусатов стремился насытить  живопись мелодизмом. Но он не подменял живопись музыкой, он ищет возможность строить живописную композицию по законам музыкальной гармонии.

-Продолжаем заполнять таблицу(зачитать).

Картина «Водоем».

Картина «Призраки».

Учитель: наступило время для работы третьей группы – аналитиков.  Я думаю, погружение в тему было достаточным, чтобы выразить свое мнение о стиле символизм.

-Прошу подумать чем картины русских художников-символистов  отличаются от картин зарубежных символистов?

Работа аналитиков: Правиднова Вероника.Гасанов Расим.Климов Женя.Богачева Маша.Демидов Ян.

Учитель: ребята, погружение в стиль будет  окончательным, так как у нас еще работали наши художники. Я прошу представить их свои работы.

Иванченко Марина.  Баранова Арина.

Учитель: пожалуйста, назовем особенности символизма.

1.      Неприятие современной действительности; 

2.      Уход от реальной жизни, изображение мистического, сверхъестественного, неведомого.

3.        Проблема личности в условиях буржуазной цивилизации;

4.      Жажда  внутреннего покоя и душевного равновесия.

5.      Экзотичность , декоративность, символичность.

6.       Ностальгия по прошлым временам;

7.       Погружение в нереальный, фантастический мир.

И завершит урок мне хотелось бы строками из «Фауса» Гете:

Увы, земной не долог путь.

И все ж во власти человека

Творя великое , шагнуть

За рамки собственного века.

 

 

 

Задание: заполнить таблицу

Зрительный ряд

Что мы видим на картине

Цели художников символистов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неприятие современной действительности;  изображение мистического, сверхъестественного, неведомого; стремление передать свето-воздушную среду;  тема взаимоотношений личности и мира;  проблема личности в условиях буржуазной цивилизации; ценность мимолетного впечатления; судьба человеческого в человеке; символ внутреннего покоя и душевного равновесия; ощущение распада мира; жажда гармонии; преобладание женских образов; уход от реальной жизни; экзотичность и декоративность; символичность; ностальгия по прошлым временам; погружение в нереальный, фантастический мир.

 

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz