Пятница, 19.04.2024, 18:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Средняя общеобразовательная школа №3 поселка Смидович

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Тема урока: «ЗАПОРОЖНАЯ СЕЧЬ, ЕЕ НРАВЫ И ОБЫЧАИ»

Тема урока: «ЗАПОРОЖНАЯ СЕЧЬ, ЕЕ НРАВЫ И ОБЫЧАИ»

Цель урока: познакомить учащихся с Запорожской Сечью, ее историей и обычаями.

Задачи:

1. Обучающая: обучение выразительному чтению текста, умению работать в группе, с толковым словарем, со слайдами, текстом произведения.

2. Развивающая: развитие устной и письменной речи учащихся, монологической речи, умения анализировать произведение и работать с цитатами.

3. Воспитательная: воспитание в детях патриотизма, любви к своей Родине.

Оборудование:

  • Иллюстрации к повести «Тарас Бульба»
  • Репродукция картины И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
  • Толковый словарь С.И.Ожегова и «Словарь В.И.Даля».
  • Проектор, компьютер

Педагогические технологии:

  • Словарная работа (со словарями)
  • Экскурсия по Запорожской Сечи и мультимедийная презентация (слайды)
  • Групповая работа по заданиям учителя
  • Выразительное чтение текста и работа с цитатами
  • Беседа по содержанию текста
  • Работа по развитию речи (монологическая речь, письменные высказывания)
  • Индивидуальные задания (рассказ о художнике.


Ход урока.


1.Мотивация
Сегодняшний урок по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» мы посвящаем теме «Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи». Цель урока: узнать, какая она Запорожская Сечь. На этот вопрос необходимо дать ответ. Для этого мы отправимся туда на экскурсию, поработаем в группах с текстом и словарями. В конце урока вы дадите ответ на этот вопрос.

2.Актуализация опорных знаний


 
Работа в тетради.
Запишите тему урока и эпиграф. Вам нужно восстановить авторский текст.
(Раздаточный материал)
Так вот она, Сечь! Вот то (гнездо), откуда вылетают все те гордые и крепкие , как (львы)! Вот откуда разливается (воля) и козачество на всю Украйну.
Н.В.Гоголь

- Как вы поняли значение пропущенных слов: гнездо, львы, воля?

  •  Экскурсия по Запорожской Сечи.

Рассказ экскурсовода и показ слайдов.

1. В 15-17 веке Украина вела освободительную войну с поляками, турками и татарами. Эту борьбу возглавляло казачество. Казаками назывались вольные люди, жившие в степи и не подчинявшиеся государству и его законам. Нередко ими становились беглые крепостные. Центром казачества была Запорожская Сечь. Называлась она так потому, что находилась за днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев). Слайды №1-№2 «Общий вид Запорожской Сечи»

2. Здесь сложилась своеобразная казацкая республика. Слайд №3 «Занятия казаков».

3. Казацкое войско, оружие казаков. Слайд №4.

4. Конец Запорожской Сечи. Слайд №5.

Рассказ экскурсовода о художнике И.Е.Репине и его картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

  • Беседа по содержанию 1, 2 главы.

Запишите в тетрадь цитату, восстановив ее:

«Ваша нежба - чистое ( поле) да добрый (конь).

(Сабля) - вот ваша матерь!

(Запорожье) - вот где наука, так наука! Там вам школа!

Ответьте на вопросы, используя знание текста 1-2 глав:

- Кому принадлежат эти слова? (Их сказал Тарас своим сыновьям).

- Что является главным для казака Тараса Бульбы? (Главные атрибуты настоящего казака: чистое поле, где он сможет развернуться, добрый конь, который никогда не бросит казака и матерь –сабля, которая защитит.)

- В чем видит он смысл своей жизни? (В служении своему отечеству, в защите Родины.)

- Почему старый Тарас отправляет своих сыновей в Запорожье? (Он считает Запорожье школой возмужания.)

- О чем думал Тарас и его сыновья по дороге в Запорожскую Сечь? Зачитайте цитату. (Каждый думал о своем. Цитата.)

  •  Работа в группах (5 минут).


1 группа – работает со словарями. Объяснить значение слов .

Атаман – предводитель войска

Брань – битва, сражение

Гетман – главнокомандующий казацким войском

Курень – шалаш, подразделение войска

Кошевой – предводитель стана

Казак – вольный поселенец

Рада- военный совет

2 группа – работает с текстом 2-3 главы. Главные герои Запорожской Сечи. Ответить на вопросы, используя текст, привести цитаты, выразительно зачитать их.

  • Что представляла из себя Сечь, когда наши герои подъезжали к ней?
  • Занятия запорожцев, их внешность, одежда.
  • Как Остап и Андрий влились в новую жизнь?
  • Почему Тарасу не нравилась праздная жизнь?


3 группа - работает с текстом 3 главы. Законы Запорожской Сечи.

  • Выразительное чтение эпизода «Нравы и обычаи Сечи».
  • Прокомментируйте их.
  • Считаете ли вы их жестокими? Почему? Аргументируйте свой ответ.
  • Приемлемы ли они сейчас? Почему?
  • Кроссворд из 10 слов
  1. Он был из числа коренных старых полковников…(Тарас Бульба)
  2. Остров, на котором располагалась Сечь? (Хотрица)
  3. С кем отец бился на кулаках? (Остап)
  4. Кого Тарас назвал мазунчиком? (Андрий)
  5. Речка, впадающая в Днепр. (Татарка)
  6. Как называлось духовное училище? (Бурса)
  7. Подразделение запорожского войска. (Курень)
  8. Как назывался атаман? (Кошевой)
  9. Мучная похлебка. (Саламата)
  10. Каша с салом. (Кулиш)

Вывод по уроку. Письменно ответить на вопрос: Какая же она, Запорожская Сечь? Чему она нас учит? (5предложений с цитатами). Чтение и обсуждение письменных ответов.

Домашнее задание. Чтение и пересказ 4-5 глав.

 

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz