Тема занятия: «Совы»,
«жаворонки» и «голуби» или природа биологических ритмов. Погода и самочувствие.
Цель занятия: расширить и углубить знания о биологических ритмах; показать, что любая деятельность человека носит циклический характер, а эти циклы определяются как внешними, так и внутренними причинами; формировать представления о себе, своем здоровье.
Продолжить формирование умений анализировать внутреннее состояние своего организма; из общения с родными и самонаблюдения делать выводы о влияния окружающей среды на организм.
Формировать у учащихся правильное отношение к окружающей среде и к своему здоровью.
Все в жизни ритм,
Все в ней кипит.
Везде мы ритм встречаем:
В стихах и в песне, и в себе,
Когда свой пульс считаем.
Сегодня мы продолжаем разговор о природных ритмах . И особое внимание обратим на биологические ритмы.
Упражнение «Ассоциации»
«Биологические ритмы»
Каждая группа на своем листе должна написать три ассоциации на данное понятие. ( Время выполнения задания 2 мин).
Обсуждение результатов
Вывод: Что же такое биоритмы? ( биоритмы – периодические изменения биологических процессов. Биоритмы соотносят жизнь человека с жизнью природы.)
Упражнение «Допиши»
Каждая группа получает конверт с вопросом отвечает на него, другие группы дописывают то, что им известно о предмете вопроса и его роли в жизни человека.
1. Какой природный ритм обусловлен движением Земли вокруг своей оси? (Суточный)
2. В каком природном ритме используются понятия новолуние, полнолуние? ( месячный, определяются чередованием фаз Луны. 29,5 суток)
3. Какой ритм природы обусловлен обращением Земли вокруг Солнца? (годовой)
4. Почему организм человека можно сравнить со старинной лавкой, где на стенах и полках теснятся часы всевозможных форм и размеров?
( Биологические часы у человека не одни, их много. Только у человека все часы , в отличие от обычных, идут с разной скоростью и, кроме того, связаны между собой)
Когда группе возвращается ее конверт, она анализирует все, что написано, выбирает необходимую информацию для полного ответа на вопрос и записывают на свой лист.
Время выполнения задания 10 мин.
Итак, биологические часы у человека не одни, их много. О некоторых из них вы сейчас узнаете.
Упражнение «Выбирай»
Каждая команда получает информацию о биоритмах человеческого организма, вы должны выбрать основные характеристики.
1. Быстрее всего «отстукивают время» высокочастотные биоритмы. Продолжительность одного такого цикла – от доли секунды до 30 минут. Эти часы управляют деятельностью сердца, бьющегося каждую секунду, лёгких, обязанных каждые две секунды совершать вдох и выдох, головного мозга, импульсы в котором возникают за долю секунды.
2. Период ультрадианных ( от лат ultra – «сверх» и dies – «день») биоритмов – от 30 мин до нескольких часов. От этих биоритмов зависят колебания работоспособности в течение дня, смена фаз сна. Да и желудок каждые два-три часа под воздействием ультрадианных биоритмов напоминает о себе чувством голода. Именно за это свойство А.С. Пушкин назвал его «верный наш брегет» ( карманные часы с боем).
3. Циркадные ( лат. сirca- «около»), или околосуточные, биоритмы длятся с цикличностью от 20 до 28 ч . Им подчинены режим сна и бодрствования, колебания температуры тела и артериального давления ( утром эти показатели ниже, а во второй половине дня – выше), изменения выработки гормонов и даже восприимчивость к лекарствам. Циркадные ритмы – главные в организме. С ними сверяются часы все остальные биоритмы.
4. Окологодовые биоритмы совпадают по скорости со временем оборота Земли вокруг Солнца (12 месяцев). Они заставляют детей расти быстрее в первом полугодии, медленнее – во втором. Есть у каждого и собственный годовой биоритм, связанный с днём рождения: в преддверии этого дня и некоторое время после ощущается спад жизненных сил организма – выше утомляемость, слабее иммунитет.
Время выполнения задания 5 мин
- Какие биоритмы главные в организме? ( циркадные)
Ученые доказали, а люди давно заметили, что имеются такие крайние индивидуальные свойства человека, которые влияют на его активность и самочувствие в разное время суток. Одни встают « ни свет ни заря» и сразу принимаются за дело. Другие мучаются и страдают если их рано разбудить и с удовольствием полуночничают.
Наиболее распространенной и общепринятой считается классификация, по которой люди делятся на вечерний тип – «совы», утренний – «жаворонки» и дневной «голуби» или аритмики.
Сообщения учащихся о каждом типе.
- А кто вы «жаворонки» или «совы»?
Тест .
Ты «сова» или «жаворонок»?
1.Если бы тебе предложили выбрать
(независимо от занятий в школе и все такое прочее), во сколько бы ты ложился
(ась) спать?
А)после часа ночи;
Б)до десяти;
В)скорее всего, где-нибудь около двенадцати.
2. Чем подкрепиться с утра – дело вкуса.
Какой завтрак ты предпочитаешь в первый час после пробуждения?
А)что-то существенное и побольше;
Б)стакан сока или чая;
В)можно вареное яйцо или бутерброд.
3. Если попытаться вспомнить всякие
напряги и разборки с приятелями, то в какое время они чаще всего происходят?
А)конечно, с утра, когда я ещё туго
соображаю;
Б)ближе к вечеру;
В)не могу точно вспомнить.
4. Подумай, от чего ты мог (ла)
отказаться с большей легкостью, чтобы не чувствовать при этом дискомфорта?
А)от утреннего чая или кофе;
Б)от вечернего чаепития;
В)мне в общем-то все равно, когда пить
чай …
5. Если ты знаешь, что на другой день
тебе обязательно нужно встать рано, то постараешься уснуть раньше обычного?
А)обязательно – часа на полтора – два;
Б)по-моему, это не обязательно …
В) нет.
6.Попытайся прикинуть, трудно ли тебе
бывает просыпаться по будильнику? Что ты чувствуешь, когда он трезвонит
спозаранку?
А)я иногда готов (а) его разбить;
Б)в принципе нет;
В)это зависит только от того, во сколько
я лягу спать накануне.
7. Задумайся, а во время каникул
(отпуска) ты встаёшь так же рано, как обычно, когда собираешься идти в школу
(на работу)?
А)сплю, сколько хочу;
Б)да, так уж получается: я делаю это как
бы по привычке;
В)сложно сказать.
8. Попытайся без часов определит
промежуток времени, равной одной минуте ( можно с чье-то помощью) Как точно
тебе это удалось?
А)получилось меньше минуты;
Б)получилось больше минуты;
В)попал (а) почти в точку.
Оценка
результатов теста:
вопрос |
а |
б |
в |
1 |
0 |
3 |
6 |
2 |
6 |
0 |
3 |
3 |
3 |
6 |
0 |
4 |
6 |
3 |
0 |
5 |
0 |
6 |
3 |
6 |
6 |
3 |
0 |
7 |
3 |
0 |
6 |
8 |
6 |
3 |
0 |
0-18
баллов. Ты – «жаворонок», причем ярко выраженный! Тебя
можно поздравить, потому что это редкая категория людей. И как это ни странно,
им по жизни сопутствует удача, везение. Может, по поговорке «Кто рано встает,
тому Бог даёт?» Пока другие потягиваются в постели, ты успеваешь переделать
уйму дел!
21-33
балла. Ты, наверное, и сам(а)
чувствуешь, что – ты типичная «сова» … Тебя легче расстрелять, чем
заставить вскочить спозаранку. А знаешь
ли ты, что люди твоего типа меньше других подвержены, например, панике в критических
ситуациях? Поэтому из них получаются отличные летчики и даже космонавты …
34-48
баллов. Ты принадлежишь к редкой
категории людей – к «аритмикам». (Не пугайся умного слова, ваш тип еще именуют
ласково «голуби»). У тебя нет четких установок только рано вставать или,
наоборот, всегда просыпаться ближе к обеду. Ты легко можешь приспособиться к
обстоятельствам, и это твой огромный плюс.
После завершения работы каждый выбирает листочек с рисунков совы, жаворонка или голубя пишет на нем своё имя и приклеивает к соответствующему листу на доске.
Анализируем результат.
- Как вы думаете, что полезнее для здоровья – быть «жаворонком» или «совой»?
Оказывается, что по многим показателям «жаворонки» уязвимее «сов». Медицинские исследования показали, что для «жаворонков» характерны ишемическая болезнь сердца, гипертония и избыточный вес. Среди «сов» люди с избыточным весом встречаются значительно реже. «Совы» вообще более адаптивны и устойчивее к стрессам, им проще подстраиваться под модель «жаворонков», внутренний часовой механизм «сов» более пластичен, чем у «жаворонков».
Англичане опубликовали результаты изумительного исследования. Англоязычный аналог нашей пословицы «Кто рано встает, тому Бог дает» обещает «жаворонкам» богатство, здоровье и мудрость. Англичане решили проверить. В исследовании, которое длилось почти двадцать лет участвовали более трех тысяч испытуемых старше 50 лет. Выяснилось, что «совы» оказались богаче « жаворонков» и здоровье у них по сумме показателей куда лучше .
На здоровье и самочувствие людей влияют не только природные ритмы, но и погодные условия.
(Сообщение ученика «О влиянии погоды на самочувствие человека»)
Обсуждение результатов интервьюирования родных и самонаблюдений.
Рефлексия
Упражнение « Похвались»
Группа берется за руки, замыкая круг. Первый говорит: «Я. (имя), сегодня узнал ………, а (называет имя соседа справа) узнал …………. Второй повторяет то, что о нем сказал первый ученик и говорит о своем соседе и т.д.
На предыдущем занятии мы голосовали ногой, чем будем голосовать сегодня?
- Вам было интересно?
- Вам нужно было об этом узнать?