Разработка и оформление рабочих программ
В
целях совершенствования программно-методического обеспечения образовательного
процесса, качественной реализации общеобразовательных программ и
государственных стандартов общего образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании» ст. 32 п. 7 «Компетенция и ответственность
образовательного учреждения», к
компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение
рабочих программ учебных курсов и дисциплин». Рабочие программы разрабатываются на основе
примерных и авторских учебных программ по предметам.
Примерная
учебная программа - это
нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и
умений, универсальных учебных действий, подлежащих усвоению по каждому учебному
предмету (планируемые результаты).
Рабочие
программы - это
программы, разработанные на основе примерных учебных и авторских программ,
откорректированные с учетом специфики образовательного учреждения и отражающие
изменения и дополнения в содержании учебной дисциплины, последовательности
изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и
другие.
Рабочая
программа формируется на основе:
принятой основной образовательной программы
образовательного учреждения;
учебного плана образовательного учреждения;
авторской учебной программы;
соответствующего ей учебно-методического
комплекта, электронных ресурсов.
Текст
рабочей программы (по БУП — 2004 года) педагога включает 8 основных структурных
элементов:
Титульный
лист (название программы).
Пояснительная
записка.
Содержание
тем учебного курса.
Тематический
план.
Требования
к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе (знать, уметь,
использовать).
Тематическое
планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.
Перечень
учебно-методического и материально-технического обеспечения. Список литературы
(основной и дополнительной), электронные ресурсы.
Приложения
к программе.
Структура и содержание рабочей программы
(БУП
Оформление титульного листа
(Приложение 1)
На
титульном листе в приведенном порядке указывают следующие сведения:
1. Полное
наименование образовательного учреждения (в соответствии с Уставом);
2. Наименование «Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) по_______________для класса (классов, параллели)»;
3. Фамилия,
имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких), информация о
разработчике.
4. Годы,
на которые составлена рабочая программа;
5. Обязательные
грифы: рассмотрено на ШМО (ГМО), согласовано заместителем директора по УВР,
утверждено директором школы.
Структура пояснительной записки
Пояснительная
записка к рабочей программе должна содержать следующую информацию:
1. Перечень
нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая
программа (Приложение 2).
2. Цели
и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей региона,
муниципального образования, образовательного учреждения.
3. Сведения
о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая
программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки
рабочей программы на основании примерной или авторской).
4. Обоснование
выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.
5. Информация
о внесённых изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.
6. Определение
места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к
уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами.
7. Информация
о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в
соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том
числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических
работ, экскурсий, проектов, исследований и др.
8. Формы
организации образовательного процесса, технологии обучения.
9. Механизмы
формирования ключевых компетенций обучающихся.
10. Виды
и формы контроля (согласно уставу и (или) локальному акту общеобразовательного
учреждения).
11. Планируемый
уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени) в соответствии
с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными
стандартами, образовательной программой ОУ.
12. Информация
об используемом учебнике и перечне дополнительной учебно-методической
литературы.
Формулирование
целей и задач учебного предмета является весьма важным разделом программы. При
постановке целей должны быть учтены требования государственных стандартов, а
также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными
целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты
содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и
творческий опыт, формирование предметных, метапредметных, личностных
результатов. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были
диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо
планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения
целей и задач.
Не
допускается включение в число учебных задач таких, которые относятся к процессу
работы учителя и не указывают на результаты деятельности учащегося (например, «познакомить...», «рассказать...», «сообщить...» и тому подобных).
Задачи
предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические,
теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в
качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей
(подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг
типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен
научиться решать каждый обучающийся.
При
формулировке целей и задач учитываются требования к уровню образованности,
компетентности обучающихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения
курса. В этих требованиях, как правило, отражаются:
основные идеи и система ценностей, формируемые
учебным предметом;
конечная система или комплекс знаний;
перечень умений и навыков (способов
деятельности).
Прописываются основные знания, умения и навыки,
которыми должен овладеть обучающийся после изучения курса. Требования
к уровню освоения дисциплины формулируются в терминах «иметь представление»,
«знать» и «владеть». Они
должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного
результата и контролируемости учебных достижений. Здесь же отражается
организация итогового контроля по данному курсу.
При необходимости в пояснительной записке
следует указать следующее:
- какой раздел дополнен новыми темами;
- как и почему увеличено количество часов на тот или иной раздел, тему;
- как и почему перераспределено количество часов внутри раздела, темы;
- как и почему изменена последовательность
изучения учебного материала.
полную версию документа смотреть здесь:http://smidovich3.ucoz.ru/load/rekomendacii_po_razrabotke_i_utverzhdeniju_rabochikh_programm/1-1-0-11