21.12.12
г
11 класс
Тема
урока: Развитие жизни в Палеозое
Цель
урока: продолжить формирование знаний об общем ходе
развития жизни на Земле; ознакомить учащихся с особенностями состояния живой
природы на протяжении периодов Палеозойской эры во взаимосвязи с геологическими
процессами на Земле; развивать навыки самостоятельной работы и самооценки.
Задачи:
Образовательные
сформировать знания о последовательности периодов палеозойской эры, основных
событиях и крупных ароморфозах живых организмов.
Воспитательные
расширять кругозор, убедить учащихся в том,
что ныне существующие группы живых
организмов прошли длительный путь исторического развития и претерпели
значительные изменения на этом пути.
Развивающие
совершенствовать навыки самостоятельной работы
и самооценки, умения выбирать необходимую информацию из различных
источников, сравнивать, обобщать, делать
выводы.
Тип
урока: модульный
Оборудование:
индивидуальные карты, презентации, компьютер,
проектор, окаменелости (на парты)
1.Актуализация знаний
- Внимательно прочитайте тему урока, что вам
известно о Палеозое? (относится к эону Фанерозой, эра « древней жизни»,
разделяется на периоды)
Просмотрите задания учебных элементов данного
модуля, сформулируйте интегрирующую цель.
УЭ-1
-Какова цель первого учебного элемента.
У каждого варианта два типа заданий А и В.
На
решение теста 10-13 мин
Взаимопроверка
1 вариант
А. 1.1;
2.1; 3.4; 4.1; 5.3 В. А, Б, Б, А, Б, Б
2 вариант
А. 1.3;
2.4; 3.1; 4.4; 5.1. В. Б, Г, Д, А, В.
2.Изучение нового материала
УЭ- 2
В палеозойскую эру жизнь на планете достигает
удивительного многообразия и обилия.
-Какова цель второго учебного элемента?
-Сколько и
какие периоды палеозоя?
Просмотрите задания и приготовьтесь к работе.
(Презентации учащихся)
Работа с текстом учебника п. 4.16
Название периода |
Крупные события |
Ароморфозы |
Кембрий |
Появление древних членистоногих -
трилобитов |
Появление наружного скелета |
ордовик |
Развитие хордовых |
Внутренний скелет - хорда |
силур |
Распространение первых настоящих
позвоночных – бесчелюстных (миноги), появление рыб, выход споровых растений –
псилофитов на сушу, выход на сушу древних паукообразных |
Появление проводящих, покровных и
механических тканей у растений, позвоночник, легочное и трахейное дыхание |
девон |
Появление костных рыб, двоякодышащих
и кистеперых рыб, Выход позвоночных животных на сушу -стегоцефалы |
Органы воздушного дыхания, пятипалые
конечности |
карбон |
Распространение лесов из древовидных
хвощей, плаунов, папоротников, появление крылатых насекомых, появление первых
голосеменных растений и пресмыкающихся |
Семенное размножение, развитие в
яйце, не связано с водой, роговой покров |
пермь |
Расцвет пресмыкающихся (типично
наземные позвоночные), голосеменных растений |
- |
Вымирание – биологический регресс – причина:
изменение климата и геологические процессы, появление более
высокоорганизованных организмов и поражение в борьбе за существование.
Появление – изменение климата, выживание
наиболее приспособленных. Биологический прогресс.
Практическая работа
Трилобиты, каменный уголь, кораллы
Самооценка
3.Обобщение и закрепление
УЭ-3
1.Образование проводящей, покровной,
механической тканей.
2.Беспозвоночные – паукообразные
Позвоночные – земноводные
3.Легочное и кожное дыхание, пятипалые
конечности.
4 Лишайники – симбиоз грибов и водорослей,
автотрофный.
5. Трилобиты – членистоногие; псилофиты –
первые споровые наземные растения;
минога – потомок древних
бесчелюстных, латимерия – потомок древних кистеперых рыб; стегоцефал –
первые земноводные.
Д/з п.
4.16 (до мезозоя), пары презентации мезозой