Тема
урока: Головной мозг: строение и функции
Цель
урока: сформировать
знаниями о строения и функций головного мозга, умения определять функции отделов мозга с помощью
физиологических тестов.
Задачи:
Образовательные
обобщить и дополнить знания о строении
головного мозга, продемонстрировать основные функции отделов мозга с помощью
физиологических тестов.
Развивающие
организовать отработку навыков проведения самонаблюдений, системного мышления при
анализе строения и функций отделов
головного мозга, сравнивать , обобщать, делать выводы.
Воспитательные
помочь
учащимся осознать значимость полученных знаний , формировать коммуникативных
качеств.
1.
Проверка знаний
-Что объединяет следующие понятия?
А) Нейрон Б)Белое вещество
Дендриты Серое
вещество
Аксоны
Спинной мозг
-Что объединяет все эти понятия?
2.
Актуализация знаний
-Что это? ( череп, модель головного мозга)
-Что связывает их ? ( головной мозг
располагается в полости черепа)
-Что будет предметом изучения на данном
уроке?
-Что вам известно о головном мозге?
-Что вы должны
знать о головном мозге?
- Какие умения мы сегодня будем
совершенствовать?
-Что может помочь вам в достижении данных
целей?
Итак, сегодня мы с вами прикоснемся к одной из
величайших загадок нашего собственного «я» - нашему головному мозгу.
Тема
урока
-С чего следует начать? ( с характеристики
общего плана строения и местоположения)
-Почему головной мозг располагается в полости
черепа? ( черепная коробка защищает головной мозг)
-Имеются ли дополнительные защитные
приспособления? Ответ найдите в тексте учебника п. 50 стр. 190
-За минуту через мозг протекает 740-750
миллилитров крови. Зачем?
-Какова средняя масса головного мозга? ( 1400
г)
- Используя текст п. 50, выпишите термины,
характеризующие общий план строения
головного мозга
( серое
вещество: кора, ядра; белое вещество; 12 пар черепно-мозговых нервов))
-Рассмотрите рис 80, определите, сколько и
какие отделы имеет головной мозг.
-Электронный
тест Отделы головного мозга
Задания группам
1 группа
1.
Определите функции продолговатого
мозга
2.
Проведите функциональные пробы,
раскрывающие функции продолговатого мозга, оформите результаты наблюдений
Что делали? |
Что наблюдали? |
Объяснение результатов |
|
|
|
1) Сделайте
подряд несколько глотательных движений. Сколько таких движений сделали, почему
остановились?
2) Сделайте выдох и задержите дыхание. Зафиксируйте
время, которое вы не дышали.
2 группа
1.
Определите функции мозжечка.
2.
Проведите функциональные пробы,
раскрывающие функции мозжечка, оформите результаты наблюдений
Что делали? |
Что наблюдали? |
Объяснение результатов |
|
|
|
1) Пальценосовая
проба
Закрыть глаза, вытянуть вперед правую руку с
разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого
кончиком указательного пальца коснуться кончика носа.
2) Инерционное
движение
Проба проводится в парах. Испытуемый сгибает
руку в локте. Экспериментатор захватывает его предплечье около кисти и предлагает
испытуемому тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. Затем неожиданно
для испытуемого экспериментатор отпускает его руку.
3 группа
1.
Определите функции среднего мозга
2.
Проведите функциональные пробы,
раскрывающие функции среднего мозга, оформите
результаты наблюдений
Что делали? |
Что наблюдали? |
Объяснение результатов |
|
|
|
1) Испытуемые
смотрят на зажженную настольную лампу. Затем осторожно надавите рукой на одно
из глазных яблок и вновь смотрите на источник света.
2) «Совершенно
секретно»
Экспериментатор предлагает испытуемым
прочитать текст. Как только все испытуемые приступили к чтению, необходимо
неожиданно и достаточно сильно стукнуть по столу карандашом.
4 группа
1.
Определите особенности строения и
функции промежуточного мозга
2.
Проведите функциональную пробу, раскрывающую рефлекторную функцию
промежуточного мозга мозга, оформите результаты наблюдений
Что делали? |
Что наблюдали? |
Объяснение результатов |
|
|
|
1) Позный
рефлекс
Экспериментатор предлагает испытуемым
поработать пальцами. Как только
испытуемые начинают движения, экспериментатор дает команду: «Замри!»
5 группа
1.
Определите особенности строения и
функции больших полушарий
2.
Выполнить тест «Ведущее полушарие».
Ответ записать буквой П ( правый тип реакции) или Л (левый тип реакции)
1)Поместите руки перед собой и переплетите
пальцы. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху . если
правый. То это правый тип реакции, если левый – левый тип реакции.
2)Ваши глаза открыты. Сложите указательные
пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом
поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете ( не закрывайте
глаза). Закройте сначала один, а затем другой глаз. Определите, в каком из этих
двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом
глазе, то тип реакции – правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза
– тип реакции левый.
3)Похлопайте в ладоши. Обратите внимание,
какая рука при этом оказалась сверху- правая или левая. Зафиксируйте этот
результат.
4) Примите так называемую позу Наполеона:
скрестите руки на груди. Посмотрите, какая рука оказалась сверху – правая или
левая. Результат запишите.
Сделайте вывод о ведущем полушарии членов
вашей группы.
Рефлексия
Подведение итогов групповой работы
2.Обобщение и выводы
-Нужны ли вам знания полученные сегодня на
уроке?
Тест. ( 1 вариант 1.4 2.3 3.1
4. 1 5.2 6. 3 7. 3
2 вариант 1. 1 2. 2 3. 3 4. 1 5. 4 6.4 7.1)
Д/з п. 50 ( влияние алкоголя, курения на
нервную систему)